Тарелки Paiste
Россия (1901-1916):
Михаил Тоомас Пайсти [Michail Toomas Paiste], композитор и музыкант,
чей отец приехал из Эстонии служить в Царской Гвардии, основал
издательское дело и музыкальный магазин в Санкт-Петербурге. Бизнес,
включавший в себя небольшое производство и ремонт музыкальных
инструментов, процветал долгие годы вплоть до революционных событий.
Эстония (1917-1939): Михаил Тоомас возвращается на
Родину и возобновляет бизнес в Таллинне. И с этого момента начинает
производить концертные тарелки вместе с сыном [Michail M. Paiste], в
руки которого впоследствии и переходит дело отца. Стремясь
соответствовать требованиям современной на тот момент музыки и только
появившейся ударной установки, сын развивает собственную концепцию
производства тарелок, где за основу берёт звучание турецких тарелок,
предпочитая их тарелкам китайского стиля. Также в это время
разрабатывает первые гонги Paiste. Результат получает широкое
международное признание, и первый экспорт отправляется в Европу и США.
1932 год: выпуск серии Stambul.
До 1967 года тарелки этой серии делали из никелированной бронзы
(CuNi12, 88% меди и 12% никеля), обладающей серебристым, немного
золотисным цветом. Делали тарелки не по традиционной турецкой
технологии. Мастера прокатывали раскаленную колокольную бронзу (CuSn20,
80% меди и 20% олова) и после охлаждали особым способом, придавая
прочность. Так как медь не растворяет больше 8% олова, результат
крисстализации имеет неоднородную структуру. В 1932 году
металлургическая индустрия выпускала высококачественные листы CuNi12 в
большом количестве. Они менее прочные, чем колокольная бронза, но более
плотные и пластичные (эластичные). Прочность или жесткость, понятия
противоположные пластичности. (Пластичность - способность металла, не
разрушаясь, изменять форму под нагрузкой и сохранять ее после
прекращения действия. - прим. переводчика). Уникальное звучание каждой
тарелки достигается благодаря машинно-ручной ковке: мастер медленно
поворачивает лист под гидравлическим молотом, управляемым педалью.
Рисунок от ковки на тарелках Paiste напоминает медовые соты, в то время
как у турецких тарелок - темные пятна на рифленой поверхности.
Термин
"точение" обозначает процедуру обработки тарелки на токарном станке,
где происходит вырезка окислившейся и грязной части поверхности.
Тарелка звучит лучше, если ее толщина уменьшается к краям. Эффекта
проще всего достичь при точении, когда тарелка приняла правильную
круглую форму. В те времена в мастерской Paiste токарную обработку
проводили неглубокую, и тарелки этой серии не имели тонких краев.
Автор
статьи никогда не встречал Stambul с клеймом "Made in Estonia" или
"Paiste, Estland". Бытует мнение, что первые партии Stambul вообще не
имели надписи Paiste.
Все металлы и сплавы имеют
поликристаллическое строение, то есть состоят из отдельных, прочно
сросшихся друг с другом зерен, между которыми располагаются в виде
тонких прослоек неметаллические вкрапления различных оксидов, карбидов
и других соединений. Размеры зерна составляют 0,01-0,2 мм, и оно тоже
имеет кристаллическое строение. Что же происходит в металле во время
ударов молота? При ковке деформация происходит вследствие скольжения
зерен относительно друг друга, потому что прочность зерен больше, чем
связь между ними. В результате ковки зерна металла вытягиваются в
направлении течения металла, и это ведет к образованию мелкозернистой
структуры. Вместе с ними вытягиваются и неметаллические вкрапления,
которые придают металлу волокнистое строение.
Бронза - это
любой сплав, содержащий более 50% меди. Медь широко распространена, но
недостаточно прочная. Помимо прочности, другие свойства металлов -
ковкость, твердость, пластичность, прокаливаемость, износостойкость,
электропроводность, намагничиваемость и плавление. Сплавы латуни и
бронзы по сравнению с медью более дешевы, имеют лучшие литейные
свойства, большую прочность и хорошо обрабатываются резанием. Кроме
свойств, присущих меди, они обладают способностью прирабатываться и
противостоять изнашиванию. Это важное эксплуатационное качество -
антифрикционность - обусловливает широкое применение медных сплавов,
особенно бронз, в деталях машин, работающих в условиях повышенного
трения (червячные колеса, гайки винтовых передач, вкладыши подшипников
скольжения и др.).
Около 1000 года до н.э. древние финикийцы
привозили олово в Малую Азию из Корнуоллских рудников и медь из Кипра,
секрет их местонахождения хранился в строгой тайне, поскольку торговля
цветными металлами приносила огромные прибыли. Позже контроль над
рынкамми металлических руд перешел к Римской империи. Именно оловянные
залежи Британского Корнуолла и были той главной причиной, по которой
Рим упорно добивался контроля над далеким островом.
Методы
холодной ковки железа были освоены горцами Малой Азии еще в XIV веке до
н. э., однако это открытие долгое время никак не сказывалось на жизни
древневосточных обществ. Лишь в середине VIII века до н.э. ассирийский
царь Тиглатпаласар III создал тактику применения железа в военных
целях. За открытием последовала волна ассирийских завоеваний и создание
великой Ассирийской державы, а позже на мечах и в доспехах возникают
Ассиро-Вавилонская, Персидская, Римская и целый ряд других империй и
рабовладельческих формирований.
Никель с таким же успехом
используется в медных сплавах, как и железо. Незадолго до
индустриальной революции большинство месторождений, богатых никелем,
истощились, и велись поиски методов по увеличению извлечения металла из
руд. И примерно в 1850 году, была изобретена технология выщелачивания
горячей cерной киcлотой.
Польша (1940-1944):
События Второй Мировой войны вынудили Михаила М. Пайсти оставить
Эстонию и перенести семейный бизнес в Польшу. Несмотря на нехватку
материалов и сложности в поддержании международных торговых контактов в
военное время, компания выжила.
Германия (1945 - ):
По окончании войны, Михаил с семьей в качестве беженца оказывается на
севере Германии, где в третий раз возобновляет производство тарелок и
гонгов. Превосходная репутация продукции помогла возродить бизнес и
наладить экспорт в течение 50-х годов.
Швейцария (1957 - ):
Михаил М. Пайсти (Michail M.Paiste) основывает новую фабрику и
отделение фирмы в Швейцарии, принимая в бизнес третье поколение,
сыновей Роберта (Robert) и Тоомаса (Toomas), которые становятся базой
компании для будущего развития. Компании Ludwig Drums, город Чикаго,
Dixon (Англия) и Trixon (Германия), становятся дистрибьюторами Paiste.
надпись на тарелке: ROBERT PAISTE SWITZERLAND.
Paiste
использовали листы разной толщины, разнообразные рисунки ковки и формы
колоколов. Благодаря чему удовлетворялся любой взыскательный вкус. В 1957-м году выпущена серия 602 Formula: тарелки из колокольной бронзы, тонкие по краям и почти в два раза дороже тарелок серии Stambul.
Примерно в 1960-м году запущено производство тарелок бюджетных серий без надписи Paiste. Super в основном продавались в Европе, а Stanople в Америке.
тарелка серии Super.
В
это же время английская компания Premier производит тарелки под
названиями Zyn, Krut и Beverly, схожим с Paiste способом. С указанием
"Made in England" для серии Super Zyn из колокольной бронзы, хотя
производились они в Италии на фабрике UFIP (Unione Fabbricanti Italiani
Piatti). Появляются новые брэнды: итальянский Zanki (или Zanchi),
японский Zim-Gar и другие.
В 1963 году Paiste
перешли с никелированной бронзы на красноватый сплав CuSn8 (92% меди и
8% олова), сегодня известный как "2002 bronze". В наше время если
Paiste и применяет никелированную бронзу, то редко и в основном в
бюджетных сериях. Исключение - концертные гонги.
1965 год: выпуск серии Stambul 65. CuSn8 чуть тише CuNi12, поэтому листы толще. В 1966-м году выпуск серии Stambul 66, где используются тонкие листы из-за большей пластичности сплава в сравнении с CuNi12.
1967 год: выпуск тарелок хай-хэт 602 Sound Edge.
Серию Giant Beat
стоило назвать Stambul 67. Эти тарелки широко рекламировались и носили
такое же клеймо-чеканку как у серии 602 Formula. Джо Морелло (Joe
Morello), барабанщик Дэйва Брубека (Dave Brubeck Quartet), был первым
эндорсером серии 602 Formula. Он также играл на хай-хэте серии Sound
Edge, нижняя тарелка которого насчитывала 60 или больше линий (гребней
от бороздок). Количество гребней с годами уменьшалось, и сегодняшний
стандарт 38. Zildjian называют это "Mastersound", Sabian - "Wave Edge",
а у Meinl еще и края тарелки крэш имеют зигзагообразные линии.
Автор
статьи считает, что появившийся в это время Flat Ride без чашки, -
изобретение Paiste. Производство серий Stambul продолжалось до 1975 года.
Каталог Ludwig за 1971 год содержал 20" тарелки:
- Formula 602 79.00$
- Ludwig Standard 45.00$
- Ludwig Stanople 35.75$
В 1971 году Paiste выпускают серию 2002.
Эти тарелки следовало особенно аккуратно обрабатывать на токарном
станке, заостряя края. Hо нередко случалось, что центр массы тарелки не
совпадал с геометрическим центром, от чего нарушался баланс в
подвешенном состоянии и, следовательно, звучание.
Культовый
барабанщик Led Zeppelin - Джон Бонэм (John Bonham), играл на тарелках
серии Paiste 2002, хай-хэт Paiste 2002 Sound Edge.
тарелки хай-хэт Paiste 2002 Sound Edge.
Набор Seven Sound Setи последовавшая за ним серия Sound Creation, происходят от серии 602 Formula из колокольной бронзы и представляют необычные размеры, формы и ковку.
логотип Sound Creation.
Набор с красным штампом Seven Sound Set 1 и гравировкой 602 Formula включал в себя:
- 8" Bell
- 11" Splash
- 17" Bright Ride
- 18" Flat Ride
- 18" Ride Crash
- 18" China Type
- 20" Deep Ride
Еще в 50-тые Zildjian выпустили много экзотических тарелок, теперь настала очередь Paiste, и им есть чем гордиться.
В 1975-м
на смену Ludwig у Paiste новый американский дистрибьютор - Roger Drums.
Запасы тарелок с чеканкой "Stambul" теперь со штампом 505. Тарелки с таким штампом производились еще в течение одиннадцати лет. Появляется серия 404, как и 2002, и 505 из красноватой бронзы. Giant Beat больше не производится.
серия 505.
Примерно
в это время в восточной Германии производят тарелки из никелированной
бронзы под брэндом "Trowa". Появляются и другие тарелочные брэнды с
применением этого сплава: Meteor, Meinl, Mark Romen xy (xy- указывает
на год выпуска, автор статьи встречал 70, 71, 73 и 74), Silver Line
70ties.
Роланд Майнл (Roland Meinl) производил тарелки
разными способами: некоторые полностью ручная ковка, большая часть
прессованы в форме, есть и такие, что вообще не подвергались ковке,
точение как машинное, так и ручное. Мистер Майнл из западной Германии
сотрудничал с японцами из Tama и первым стал использовать машинную
ковку при производстве серий Meteor (CuZk38) и Laser (CuSn8).
Итальянский брэнд Tosco выходит на рынок с тарелками из колокольной
бронзы.
В конце семидесятых Paiste выпускает серии из латуни с бирюзовым штампом 101.
Процесс их изготавления мало отличался от процесса изготовления
сегодняшних серий 302, 402 и 502: прокат заготовки под большим
давлением, придание изогнутой формы тарелки и колокола, точение
(машинное или ручное), а потом уже ковка.
серия 101.
Нововведения:
все серии помечали чернильными лэйблами разных цветов, а большинство
тарелок из CuSn8 изготавливались из более толстых листов. К примеру,
тарелка райд 22" серии 2002, датируемая 1976-м годом, на целый фунт (11
унций) легче аналогичной 1992-го года выпуска.
серия 101.
В 1980/81-м году Paiste открывает подразделение компании в США. К этому времени относится начало выпуска необточенных тарелок серии Rude
с применением сплава "2002 Bronze" (CuSn8), предназначенных для
исполнения тяжелой музыки. Первое название серии - 3000 Rude, заменили
на 2002 Rude. И уже только в 1999-м вернулись к классическому названию
серии. Так как тарелки не обтачиваются, то имеют однородную толщину и
их диапозон звучания лежит в области средних частот. Звук сырой, живой,
яркий, энергичный, с тяжелыми средними гармониками и мощными,
пульсирующими особенностями от громкого до очень громкого.
В 1981-м
году Роберт Зилджян (Robert Zildjian) из именитой семьи Зилджян,
основывает Sabian на тарелочной фабрике в Канаде, где до этого
производилось до 40% всей продукции Zildjian.
1984-й год - начало использования цветного покрытия тарелок.
В 1986-м
Paiste упраздняет серии 404, 505 и 2002, на смену которым появляются
серии: 1000, 2000, 3000. Плюс латунные серии 100 и 200, серия 400 из
CuSn8, 500 и 900, предназначенные для маршевых оркестров.
Некоторые
тарелки серий 400, 500, 900 и 2000 имели покрытия разных цветов. Также
были доступны тарелки серий 1000 и 3000 в стиле серии Rude. Черные 3000
Rude назывались Visions, как в случае с сетом Терри Боззио (Terry
Bozzio). Часть тарелок так полировались до блеска, что не было видно
канавок от обработки на токарном станкке. Такое покрытие называлось
Sound Reflections.
Rude 1000 20" Crash-Ride.
В конце 80-х
все приходит на круги своя - канули в вечность серии 100, 200, 400,
500, 900, 1000, 2000 и 3000, а серия 2002 снова в производстве. Теплый,
музыкальный, точный и мощный звук тарелок этой серии, снова возвращает
нас к классической модели начала 1970-ых.
Paiste представляют новый сплав - Sound Formula (CuSn15), в последствии названный " Signature Bronze".
В 1989 году была запущена в производство новая серия Signature,
известная еще как Paiste line, из этого сплава. Это первые тарелки
изготовленные из патентованного сплава, с музыкальным, прозрачным,
выразительным звуком и широким диапазоном от чувствительного и тонкого,
до яркого и мощного.
серия Signature.
В 1991-м выпуск полупрофессиональной серии Alpha из сплава "2002 Bronze", над усовершенствованием которой работали вплоть до 1997 года. Появляется серия Brass Tones. Еще одна серия из ковкой бронзы - 802.
серия Alpha.
Эстония (1995 - ): Paiste возвращается домой, в Эстонию, где после более чем 50-летнего перерыва возобновляет свой бизнес.
В 1996-м
Paiste переносят производство серии Sound Formula в Швейцарию. Логотип
на тарелках этой серии, схож с логотипом серии Sound Creation, а
рисунок обточки и лакировка как на тарелках серии Signature. Но уже к
1998-му году тарелки серий Sound Formula и 602 нигде нельзя заказать.
На смену Sound Formula, приходит серия Traditionals
из сплава "Signature Bronze". Серия выпускается с 1996 года и
предназначена для восстановления аутентичного звучания периода 30–60-х
годов прошлого века. Идеально подходят для концертной и студийной
работы при исполнении как классического, так и современного джаза,
блюза. Звук у тарелок темный, теплый, со специальным акцентом на
контроле и чувстве палочки. Особенность некоторых моделей: особенно
мягкий, шумный или даже "грязный" звук.
серия Traditionals
Волнистый
(ребристый) рисунок обточки, ковка молоточками различной формы, защита
от окисления поверхности и ковка чаши уже обточенной тарелки, -
встречайте, новинка 1999-го года серия Dimensions!
Еще одна серия из сплава "2002 Bronze", при производстве которой
используются методы разработанные для серий "Signature" и
“Traditionals”. Чрезвычайно широкий диапазон звука от сухого и темного,
до мягкого, полного и теплого к живому, яркому и мощному. Объединяет
современный характер звучания с традиционным.
Тарелки серии Innovations, выпускающейся с 2001
года, выполнены с использованием как ручных, так и машинных технологий
из сплава "2002 Bronze"(CuSn8). Эта профессиональная серия, благодаря
уникальной обточке, подходит для широкого диапазона музыкальных стилей.
Яркий звук, энергичная атака, и темный сустейн. Полные, искрящиеся
обертона, в паре со среднечастотными и темными тонами. Обладает
многофункциональными звуковыми характеристиками и универсальной
динамикой.
серия Innovations.
2001-й год - разработка Sonic
Texture Formula. Это патентованная технология ручной обработки
поверхности, которая производит богатый, полный, насыщеный различными
гармониками звук.
Paiste всегда были на лидирующих позициях
в сегменте рынка ученических наборов. При производстве серии 502, как и
при производстве серии 802, используется сплав "2002 Bronze" (CuSn8).
Производство этих серий полностью автоматизированное, с имитацией
ручного труда. Оптимальное решение для покупки по отношению
цена/качество. Серия 402 - возвращение в производство никелированной
бронзы (NS12 Nickel Silver Alloy), сплав меди и никеля. Серия 302 -
латунь (MS63 Brass), около 38% цинка в меди, сплав легко поддающийся
обработке. Логотип старых моделей серий 302 и 502 отличается от
сегодняшних. С 2003-го года серии 302, 402 и 502 пишутся с плюсом, а серия 402 больше не выпускается.
серия 502.
Разработка 2004 года - серия Dark Energy из сплава "Signature Bronze".